Заочное высшее образование в вузах России

Заочное образование в вузах России

В настоящее время заочное и дистанционное обучение приобретает все большую популярность во всем мире. В США, Канаде, Германии, Испании, Великобритании, Израиле и других странах действуют сегодня десятки учебных центров. Известнейшие вузы мира – New York University, Harvard University, Cambridge University и другие – уже много лет используют дистанционные технологии. Ведущие учебные заведения предлагают свои услуги вне зависимости от местонахождения и гражданства будущих студентов.

Сегодня российские абитуриенты могут свободно выбирать между обучением по программам западных университетов или обучением по методикам отечественных учебных заведений. Безусловно, подобная конкуренция способствует постепенному повышению качества дистанционных программ российских вузов.

В нашей стране существует уже несколько десятков центров заочного и дистанционного обучения. Большинство из них являются подразделениями известнейших российских вузов. Услуги этих образовательных структур особенно популярны среди абитуриентов, живущих в тех региональных центрах, где в силу экономических причин не могут размещаться вузы или их филиалы. Во многих случаях получение образования дистанционно – единственный реально осуществимый вариант обучения по выбранному направлению.

Сегодня в нашей стране заочное и дистанционное обучение проходят более 2 000 000 студентов. Значительное увеличение спроса на соответствующие услуги государственных и аккредитованных негосударственных вузов отмечено после экономического кризиса 2008-2009 годов. По данным «Независимой газеты» к 2010 году уже более половины абитуриентов выбирали заочное образование. Есть сразу несколько причин такого выбора. Во-первых, более низкие цены на обучение. В среднем, студенты, получающие заочное или дистанционное образование, экономят 40-50% (а иногда даже до 70%). Кроме того, не требуется тратить значительные средства на проживание в другом городе и поездки на занятия и сессии.

Основные отличие дистанционного обучения от заочного:

  • Дистанционное обучение проводится без отрыва от работы и семьи. Бытовой комфорт. Как известно, даже при заочном обучении временные затраты могут составлять до 40-50 дней в год. В этом смысле дистанционное образование еще более удобно, чем заочное.
  • Приступить к учебе можно в любое время. Освоение материала может происходить в индивидуальном темпе. Иногда предлагается гибкий график сессий.
  • Экономия на стоимости обучения и накладных расходах.
  • Приобретение студентом серьезных навыков информального обучения – самостоятельного поиска информации и работы с ней.
  • Возможность осуществлять разнообразные совместные проекты с учащимися из других регионов.

Основной недостаток дистанционного обучения по сравнению с заочным – отсутствие «живого» общения с преподавателями. Кроме того, в некоторых регионах определенные трудности связаны с низким качеством интернет-соединения. Как известно, дистанционное обучение предполагает необходимость получения объемных графических, аудио и видеофайлов.

Безусловно, в настоящее время дистанционное образование имеет не только сторонников, но и противников, в том числе среди представителей известнейших вузов. Так, в частности, ректоры МГУ и СПбГУ публично высказывались о том, что заочное или дистанционное образование не всегда может гарантировать надлежащее качество подготовки – вследствие отсутствия практических занятий, контакта с преподавателями и неадекватности оценочной системы. Особо было указано на неприемлимость такой формы в медицине и других сферах, предполагающих повышенную ответственность специалистов или требующих длительных лабораторных и практических занятий (примеры специальностей: геолог, почвовед, химик, физик, биолог).

Отметим, что в данный момент некоторые ведущие вузы нашей страны или не предлагают заочное и дистанционное обучение совсем, или ведут обучение лишь по отдельным специальностям, а также в качестве подготовительных или повышающих квалификацию курсов. В целом же, важность такой формы, как заочное образование, практически не оспаривается. Большинство вузов не просто сохраняют соответствующие свои отделения, но и с каждым годом увеличивают набор. Рекомендуем абитуриентам внимательно изучить информацию на официальных сайтах вузов и уточнить, действуют ли по выбранному направлению дистанционные программы.

В целом, заочное или дистанционное образование – отличная возможность получить специальность для тех, кто не может учиться очно по причине нехватки времени или финансов, а также для людей с ослабленным здоровьем.

Особенности и сроки обучения

Как правило, набор студентов производится круглогодично. Зачисление «заочников» – два раза в год. Дистанционное обучение может быть начато в любое время.

В зависимости от степени подготовленности учащегося, примерные сроки обучения таковы:

  • Первое высшее образование – от 3,5 до 5 лет.
  • Второе (с перезачетом отдельных дисциплин – принимаются оценки из первого диплома) – от 2,5 до 4 лет.

Ускоренные программы реализуются на базе высшего или среднего профессионального образования.

Студенты-заочники посещают установочные сессии два раза в год. В это время выдаются методические материалы и задания, а также производится проверка результатов. В перерывах между сессиями студенты могут посещать дополнительные лекции и получать консультации преподавателей.

При дистанционной форме студенты получают круглосуточный доступ в виртуальную среду обучения, в которой размещены все учебные материалы (тестовые, практические, контрольные задания), библиотека и ссылки на открытые интернет-источники по изучаемой теме. Как правило, на сайте создается персональная страница студента – с подробными инструкциями, электронным учебным планом и электронной зачетной книжкой. Студенты имеют возможность слушать и читать лекции, переписываться и общаться on-line с преподавателями и сокурсниками, получать консультации персонального куратора.

Различные вузы используют те или иные информационные системы (например, международные Moodle или Campus), в том числе и собственные разработки. Большинство учебных заведений предлагают возможность ознакомиться с демонстрационной версией системы. Специальных технических требований нет. Необходимы  лишь компьютер, веб-камера и выход в Интернет. Сдача контрольных происходит через Интернет. Работа оценивается преподавателем или отправляется на исправление. Оценка сопровождается комментариями и рекомендациями. Зачеты и экзамены проводятся в виде электронного тестирования и в форме видеоконференции. Главное организационное отличие от заочного образования состоит в том, что не требуется приезжать на сессию.

Диплом государственного образца (о высшем или о незаконченном высшем образовании) выдается после успешного прохождения итоговой аттестации.

Квалификация и профессии

Дистанционно можно получить первое или второе высшее образование, пройти переподготовку или повысить квалификацию. Студенты могут получить квалификацию «бакалавр», «специалист» или «магистр».

При составлении учебных программ дистанционного и заочного образования используется модульный принцип. Отдельные курсы создают целостное представление об изучаемых предметных областях, создавая единую программу. В настоящее время учебные курсы достаточно быстро обновляются – в соответствии с последними изменениями в конкретной профессиональной сфере.

Обучаясь заочно, можно получить практически любую профессию из тех, что наиболее популярны сегодня. В том числе предлагаются следующие востребованные направления обучения:

  • маркетинг,
  • экономика и управление на предприятии,
  • менеджмент,
  • финансы и кредит,
  • бизнес-информатика,
  • юриспруденция,
  • государственное и муниципальное управление,
  • автоматизированные системы обработки информации и управления,
  • программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем.

Вузы, предлагающие программы дистанционного образования

Далеко не все отечественные вузы могут активно развивать дистанционные формы обучения. Причина – недостаточные технические ресурсы и нехватка профессорско-преподавательских кадров, имеющих возможность создавать авторские учебные курсы.

В то же время некоторые вузы специализируются именно на дистанционном обучении. Пример – московский Гуманитарно-экономический и информационно-технологический институт ГЭИТИ (http://www.geiti.ru/). Учредителем вуза является Международный гуманитарный общественный фонд «Знание», правопреемник просветительского общества «Знание», ведущего историю с 1947 года.

Одной из важных тенденций рынка образования является сегодня консолидация ресурсов вузов разных стран, появление сетевых сообществ и «мегауниверситетов», в которых учатся более 100 000 студентов. Российский пример подобного сообщества - сеть Региональных ресурсных Центров открытого и дистанционного обучения. Пионер среди мегауниверситетов – московская Современная гуманитарная академия (www.muh.ru). Здесь учатся более 170 000 человек.

Некоторые популярные вузы России и центры дистанционного обучения:

  • Международная академия бизнеса (www.iba.ru)
  • Дальневосточный государственный университет (tidot.wl.dvgu.ru)
  • Академия менеджмента и рынка (www.morozov.ru)
  • Институт дистанционного образования Томского государственного университета (www.ido.tsu.ru)
  • Ассоциация «Открытый университет Западной Сибири» (www.ou.tsu.ru)
  • Институт открытого бизнес-образования и дизайна (www.obe.ru)
  • Институт дистанционного образования Российского университета дружбы народов (www.ido.edu.ru)
  • Центр дистанционного образования Байкальского института бизнеса и международного менеджмента Иркутского государственного университета (www.edu.buk.irk.ru)
  • Центр дистанционного образования Алтайского государственного университета (www.dcn-asu.ru)
  • Московский энергетический институт (технический университет) —www.do.miee.ru
  • Институт международного образования в России (www.iie.ru)
  • Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации — FAST-Центр (www.fast.ane.ru)
  • Евразийский открытый институт (www.eoi.ru)
  • Всероссийский заочный финансово-экономический институт (www.vzfei.ru) 
  • Московский университет имени С. Ю. Витте (до 2 ноября 2011 года —Московский институт экономики, менеджмента и права, МИЭМП) —www.muiv.ru
  • Факультет дистанционного обучения ТУСУР (подразделение ТУСУР - Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники) — www.tcde.ru
  • Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) — www.mesi.ru
  • Международный институт экономики и права (www.miep.ru)
  • Российский государственный институт открытого образования (РГИОО) — www.openet.ru
  • Центр дистанционного обучения Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана (www.cdl.bmstu.ru)
  • Региональный финансово-экономический институт (www.rfei.ru)
  • Виртуальное представительство Института психологии и педагогики (www.ppsy.ru)
  • Московский налоговый институт (МНИ) — www.nalog-i.ru
  • Российский новый университет (www.rosnou.ru)
  • Российская Академия предпринимательства (www.rusacad.ru)
  • Московская финансово-юридическая академия. Институт дистанционного образования (www.do.mfua.ru)
  • Московская высшая школа социальных и экономических наук (www.msses.ru)

Более обширный список вузов и образовательных центров, предлагающих услуги дистанционного обучения, размещен на федеральном портале «Российское Образование»  www.edu.ru (ссылка: http://www.edu.ru/index.php?c_page_num=1&page_id=196&op=doOrgs).

Автор: Александр Митин, EduNetwork.ru

Опубликовано: 15 июня 2012 года