Как стать маркетологом

Подобрать программу обучения

Содержание

Успех компании на рынке зависит от того, насколько полно она удовлетворяет потребности покупателей. Изучением этих потребностей и продвижением продукта компании занимаются маркетологи. В России профессия зародилась с появлением рыночной экономики и с тех пор не теряет популярности.

Кто такой маркетолог

Маркетолог, как следует из названия профессии, занят изучением рынка. Он смотрит, кто из конкурентов представлен в интересующем его рыночном сегменте и что именно они предлагают потребителям. Если маркетолог видит пустующие ниши, он думает, может ли его компания их заполнить. Специалиста интересует, какие потребности есть у покупателей и каким образом их можно удовлетворить.

Изучить состояние рынка – только первая его задача. После того как профессионал определил, на какие группы потребителей должен ориентироваться его работодатель, он продумывает маркетинговую стратегию компании. Она включает в себя формирование ассортимента продукции, ценовую политику, рекламные мероприятия, акции и специальные предложения, взаимодействие с клиентами. 

Чтобы сделать продукцию компании привлекательной для потребителя, нужны комплексные меры. Не только сами товары и услуги должны отвечать нуждам клиентов – важен положительный имидж компании. Деятельность специалиста направлена в том числе на создание и поддержание такого имиджа.

Маркетолог не может сам выполнять все узкие задачи по использованию маркетинговых инструментов (их он делегирует специалистам), но для принятия правильных решений он должен знать свою сферу деятельности со всех сторон.

Профессиональные обязанности маркетолога

В компании на специалиста по маркетингу возложен широкий круг обязанностей. Он выполняет следующие задачи: 
•    исследует рынок сбыта;
•    изучает характеристики «целевой аудитории»: пол, возраст, уровень дохода, место жительства, образ жизни, ценности и интересы; 
•    анализирует маркетинговые стратегии конкурентов;
•    формирует ассортимент продукции;
•    вместе с другими специалистами компании определяет ценовую политику;
•    стимулирует продажи через систему акций и специальных предложений;
•    занимается репутационным маркетингом;
•    разрабатывает рекламные кампании;
•    анализирует эффективность проведенных рекламных мероприятий;
•    предлагает новые рекламные решения с учетом прошлых ошибок.

В работе он взаимодействует со специалистами разного профиля: аналитиками, дизайнерами, копирайтерами, SEO- и SMM-специалистами, мерчендайзерами, бренд-менеджерами, продакт-менеджерами.

Требования к специалисту

Профессионалу нужно знание маркетинговых инструментов и каналов продвижения продукции (онлайн и офлайн). От него требуется понимание рыночных процессов в целом и специфики конкретных отраслей. 

Особые требования предъявляются к его личностным качествам. Для маркетолога важна коммуникабельность, поскольку в работе он взаимодействует с коллегами и руководством, специалистами в своей и смежных сферах. Профессионалу нужны хорошие аналитические способности. Не последнюю роль играет эмпатия и умение поставить себя на место потребителя.

Преимущества и недостатки профессии

Слово «маркетолог» у всех на слуху, эта профессия считается актуальной и востребованной. 

У работы действительно есть весомые плюсы.
1.    Большое количество предложений на биржах труда. Спрос на специалистов велик, вакансии предлагают самые разные компании.
2.    Есть где применить свои способности. Задачи развития бизнеса требуют умения генерировать идеи и находить нестандартные решения.
3.    Широкие возможности для развития. В маркетинге много направлений и специализаций, которые можно освоить через самообразование.
4.    Карьерные перспективы. С одной стороны, специалисту есть куда подниматься по карьерной лестнице, с другой – набравшись опыта, он может перейти в компанию с лучшими условиями труда.

Минусы занятости в сфере маркетинга следующие.
1.    Высокая конкуренция. Профессия популярна, ежегодно новые специалисты выходят из стен университетов, а уже имеющие высшее образование проходят курсы переподготовки. 
2.    Профессионалу нужно много учиться. Инструменты маркетинга развиваются, появляются новые каналы продвижения в интернете, новые технические возможности размещения наружной рекламы. Все это нужно отслеживать, пробовать и применять на практике. 
3.    Многозадачность. Профессия не подходит тем, кто не может заниматься несколькими вопросами одновременно.
4.    Высокие ожидания от специалиста. Руководство ждет от маркетолога волшебных решений и гарантированных результатов. Когда эти ожидания не оправдываются, вину за невысокие показатели тоже пытаются возложить на него. К этому нужно быть готовым.

Куда пойти учиться на маркетолога

Будущих маркетологов обучают в высших учебных заведениях. Профильные программы есть в вузах разной направленности (экономических, технических, гуманитарных, строительных, аграрных, транспортных) и на факультетах экономики и управления многопрофильных вузов.

Поступать можно на направление «Менеджмент» (программы «Маркетинг», «Цифровой маркетинг», «Интернет-маркетинг» и другие) или «Торговое дело» (программы, связанные с маркетингом). 

Для поступления нужно предоставить результаты ЕГЭ по трем предметам: это обязательные русский язык и математика, а также обществознание или история (в некоторых вузах – география, иностранный язык или информатика и ИКТ). Учиться можно в очной или очно-заочной форме. Заочная форма обучения доступна только тем, кто получает второе высшее образование.

Выпускники, получившие диплом бакалавра, могут продолжить обучение в магистратуре на направлениях «Менеджмент» или «Торговое дело». В магистратуре можно углубить знания в более узкой отрасли, выбрав программу по инновационному, международному, корпоративному, финансовому или промышленному маркетингу. 

Где работать маркетологом

Первый вариант трудоустройства для специалиста – маркетинговый отдел компании. Маркетологи нужны производственным и торговым компаниям, предприятиям малого, среднего и крупного бизнеса. В зависимости от размера, организация может позволить себе одного маркетолога или целую команду.

Второй вариант – устроиться в одно из маркетинговых агентств. В них обращаются компании, у которых нет маркетолога в штате. Маркетинговые агентства бывают специализированные, предоставляющие одну-две услуги, и агентства «полного цикла», которые сопровождают компанию на всем пути от разработки маркетинговой стратегии до оценки эффективности реализованных мероприятий. 

Сколько зарабатывают маркетологи

Зарплата специалиста в первую очередь зависит от того, в какую компанию ему удалось устроиться. Малый бизнес предлагает одни суммы, корпорации – другие, маркетинговые агентства – третьи. Еще два важных фактора – опыт сотрудника и его место жительства. В регионах зарплаты ниже, в Москве и Санкт-Петербурге – выше. Новичок в профессии будет получать меньше, чем профессионал со стажем, узкий специалист – скорее всего, меньше, чем «универсал». В среднем по России маркетологи зарабатывают от 40 000 до 150 000 рублей в месяц. В Москве суммы выше: от 60 000 до 200 000 рублей в месяц. 


Каждая компания прежде всего заинтересована в увеличении своей прибыли. Именно маркетолог помогает ей добиться этой цели, правильно выстраивая стратегию продаж и улучшая взаимодействие с клиентами. Неудивительно, что представители этой профессии востребованы на рынке труда. Профессия считается перспективной: с развитием технологий, в том числе цифровых, возможности маркетинга расширяются. Растет спрос на специалистов, готовых осваивать и применять новые подходы.

Ирина Романова

Эксперт в теме «Высшее образование»

В «EduNetwork» отвечает за: обзоры вузов и колледжей, актуальную информацию о требованиях к поступлению, советы о том, как лучше подготовиться к вступительным испытаниям.

Подобрать программу обучения